Военный стратегический аэродром «Вещево»

 

"Первым делом – самолеты…"
Продолжая развивать тему поиска заброшенных военных объектов (т. н. военного техногена), мы с приятелем, на этот раз, решили обратить свои взоры к авиации, а точнее к ВВС.

    ВВС… - в этой короткой аббревиатуре собраны воедино все составляющие летной романтики: затерянные в непроходимых лесах военные аэродромы, грозные профили замерших боевых самолетов, завывание турбин и отблески рвущегося из сопла рыжего пламени, мерцающие огни взлетно-посадочной полосы и незабываемые ощущения бесконечной свободы полета в кристально-прозрачной синеве неба…
    К человеку в летной форме всегда относились с уважением. О летчиках сочиняли песни, писали книги, снимали кинокартины. Практически каждый мальчишка, в детстве, мечтал стать летчиком-испытателем.      Такие имена как М. В. Водопьянов, В. П. Чкалов, А. И. Покрышкин, Н. Ф. Гастелло, Ю. А. Гагарин неизменно ассоциировались в нашем сознании с беспримерным героизмом, несокрушимой отвагой и готовностью к самопожертвованию ради общего дела... Светлая им память...

Итак, общее направление поисков определено.

"Небо - наш родимый дом..."
    Представьте себе территорию, по площади равную аэродрому Пулково, только в лесу…
Военный стратегический аэродром «Вещево», крупнейший военно-транспортный аэродром северо-запада России (бывшая в/ч 61849, 66 АПИБ). Площадь территории аэродрома: 789,49 га. Построен в период рассвета "холодной войны" (1960 - 1970 г.).
    Вероятно, являлся самым дорогим и масштабным военным сооружением Ленинградской области. Шоссе М - 10, Е - 18 "Скандинавия" проектировалась и строилось с возможностью использования ее в качестве запасной ВВП для данного аэродрома. В местах прохождения трассы в непосредственной близости от «Вещево» располагаются 3 специальных участка (дорожное полотно идеально прямое и необычно широкое, которые хорошо заметны невооруженным глазом. Многочисленные очевидцы вспоминают, как боевые самолеты, проходя над данными участками, снижались и имитировали посадку, после чего уходили в сторону аэродрома. После расформирования «Вещево» идея использования трассы в качестве взлетно - посадочной полосы стала неактуальной, а спустя некоторое время, на "посадочных" отрезках были установлены осветительные столбы, что сделало посадку принципиально невозможной.
    В 1980 - х годах «Вещево» был передан авиации Балтийского флота как 66 ОМШАП.
Свое существование он прекратил в середине 90 - х годов прошлого века. Изначально на аэродроме базировались самолеты МиГ-17, в 1974 - 1975 г. они были заменены на МиГ-21СМТ, которых, в свою очередь, в конце 70 - х годов сменили Су-17М3 в количестве 45 - и единиц. Как и все крупные военные объекты «Вещево» имел полную автономность и обладал развитой инфраструктурой (дом офицеров, общежития, чайная и т. д.). В непосредственной близости от аэродрома был образован военный городок «Вещево».

    С историей существования аэродрома тесно связаны с несколько, весьма, громких событий, одно из которых, имело широкий резонанс в СССР:

1987 год, конец августа, начало сентября...
    Недалеко от расположения вертолетной части под Выборгом, на камнях, был обнаружен НЛО, имевший внешнее сходство с ракетой "Энергия", песочного цвета длиной около 13 - и метров. Объект доставили на военный аэродром «Вещево» , откуда затем он был вывезен самолетом на аэродром ПВО "Мончегорск", где его спрятали на территории бывшего склада ГСМ. Через неделю в "Мончегорск" прибыла специальная комиссия, пытавшаяся вскрыть объект с помощью метода высокотемпературной резки металлов. После неудачной попытки объект был помещен в замаскированный ангар на территории аэродрома. Позже приехали специалисты из Москвы, которым удалось открыть НЛО методом ультразвукового сканирования поверхности. Внутри была обнаружена небольшая кабина, рассчитанная на двух пилотов. В другие отсеки объекта проникнуть не удалось, из кормы НЛО были извлечены блестящие, неизвестного предназначения, стержни. Спустя некоторое время объект, который выкатили из ангара на изучение, на глазах у всех взорвался (при этом появились помехи на всех РТС).

1988 год, 8-е марта...
   Во всем мире был единственный случай, когда захватом самолета командовала женщина - дело Овечкиных. Образцово-показательный джаз-банд "Семь Симеонов", в который входили семь братьев Овечкиных от 8 - и до 26 - и лет, считался одной из визитных карточек города Иркутска. Вся страна восхищалась не столько, правда, музыкальными талантами братьев, сколько самим фактом: семь простых ребят из предместья "Рабочее" вкалывают на участке, доят коров - и ездят по миру. Осенью 1987 - го "Семь Симеонов" вместе с иркутской делегацией выступали в японском городе - побратиме Канадзаве. Иностранная жизнь поразила их. В Японии они, якобы, встретили зарубежных продюсеров, которые пообещали Овечкиным запись в Лондоне многомиллионных тиражей дисков с их композициями. Всего - то и надо было - добраться до иностранного посольства. Помешала случайность - они не смогли поймать такси, да и в родном Иркутске осталась мать, которую они не могли бросить. Братья были уверены, что на Западе они непременно станут миллионерами. По возвращению в Иркутск, они все рассказали матери. Решение было принято. План захвата самолета для его последующего угона за границу был лично разработан матерью молодых артистов, она же являлась непосредственным его руководителем. В марте 1988-го, отправляясь на гастроли в Ленинград  (с братьями следовали мать и сестры, всего 11 человек), они уже приготовили два обреза и самодельную бомбу. Спрятали в футлярах инструментов, которые не были досмотрены при посадке (это же молодые артисты-знаменитости!) и пронесли на борт самолета Ту-154, следующего по маршруту: Иркутск - Курган - Ленинград. В лайнере находились 170 человек. После взлета из Кургана, они передали бортпроводнице записку с требованием изменить курс и лететь в Лондон. Женщина решила что это неудачная праздничная шутка, но братья немедленно достали оружие и потребовали передать записку пилотам. К террористам вышел бортинженер Ступаков, которому удалось убедить угонщиков, что для такого длительного перелета самолету необходима дозаправка. Угонщики разрешили заправить самолет, но поставили условие - дозаправка только в Финляндии. Немногие в СССР знали, что на всем протяжении полета, самолет сопровождало звено истребителей, имевших приказ об уничтожении захваченного самолета при попытке пересечения государственной границы. Воздушное судно посадили на военный аэродром «Вещево», разъяснив Овечкиным, что это уже Финляндия (на воротах одного (больше не успели) из самолетных ангаров специально сделали надпись "AIR FORСE"). Перед посадкой экипаж самолета совершил маневр над Финским заливом, что убедило угонщиков в том, что они действительно совершают посадку в Финляндии. Но увидев около ВВП солдат в советской форме, террористы поняли, что их обманули. В ярости они расстреляли бортпроводницу Тамару Жаркую, которая на всем протяжении полета удерживала бандитов от расправы над заложниками. Угонщики потребовали немедленного взлета. Когда самолет начал движение, группа захвата (подразделение МВД) подъехала к самолету на бензозаправщике. Начался бестолковый штурм. Проникнув в салон через форточку в кабине пилотов и через люк в хвостовой части, "освободители" ворвалась в салон. Первыми в самолет проникли двое бойцов из кабины пилотов и сразу же открыли огонь на поражение... тяжело ранив пассажира на первом ряду сидений. В угонщиков они не попали... Террористы оказались точнее - ответным огнем они ранили бойцов, вынудив их отступить внутрь кабины. Во время штурма, братья, решив покончить с собой, взорвали бомбу. От взрыва погиб только один из братьев, в самолете начался пожар. Кто-то из пассажиров открыл боковой люк и обезумевшие люди стали прыгать на бетон с высоты четырех метров... Там их встречали бойцы группы захвата и укладывали лицом вниз. Мать террористов, поняв, что ее плану не суждено осуществиться, приказала старшему сыну Василию убить себя и остальных Овечкиных. Василий выстрелил матери в голову, затем таким же способом убил Дмитрия и Олега, после чего, выстрелил в себя. Игорь Овечкин убежал и спрятался в туалете. Террористы были обезврежены. При штурме погибли 3 заложника, 35 ранены. Самолет сгорел.

    Позднее, этот трагический эпизод был положен в основу сюжетной линии отечественного кинофильма "Мама"...

Ольга была беременна, ей дали 6 лет тюрьмы. Отсидела половину. В заключении у нее родилась дочь Лариса. В декабре 2004 года Ольга Овечкина была убита пьяным сожителем во время ссоры... Игорь Овечкин, отсидев в тюрьме, был повторно осужден за продажу наркотиков и умер в СИЗО при странных обстоятельствах. Ульяна Овечкина - спилась.

Только младшие из семьи - Михаил, Сергей и Татьяна смогли начать новую жизнь...

"Бак пробит, хвост горит, но машина летит..."
    В 1993 - 1994 г. было принято решение о расформировании в/ч 61849, «Вещево». Это был тяжелейший удар для военнослужащих и их семей, для тех, кто свои лучшие годы провел на успевшим стать родным аэродроме...
    После ухода военных, аэродром «Вещево» сразу же привлек внимание правительства Ленинградской области. Был разработан проект, который предполагал конверсию военного аэродрома в гражданский грузовой аэропорт (ОАО "Аэропорт "Выборг"). Через него планировалось "переваливать" до 450 тыс. т. грузов в год. Были планы обеспечивать северный трансатлантический маршрут или российский "северный завоз". Общий объем необходимых инвестиций оценивался в 160 млн. $, а срок окупаемости - в 5 лет.
    Но проект провалился, и государственное предприятие было решено приватизировать. Большая часть имущества предприятия уже распродана, осталась только взлетно-посадочная полоса (частично без плит) и рулежные дорожки. С 31 июля 2002 г. решением Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство. В настоящее время кредиторская задолженность ОАО "Аэропорт "Выборг", 100% акций которого принадлежит правительству области, составляет свыше 30 млн. рублей. Сметная стоимость основания взлетно - посадочной полосы составляет 78 млн. рублей в ценах 2000 г. Процесс поиска инвестора тормозит тот факт, что план приватизации аэропорта, в свое время, был составлен с нарушениями действующего законодательства: взлетно-посадочная полоса и некоторое другое имущество были заявлены как земельный участок. На самом деле это сооружения, то есть имущество аэропорта. Не проявляют интереса к этой земле и "строительные" инвесторы, объясняя это тем, что, например, коттеджный поселок там не построить, так как место не востребовано. Пока только Российская автомобильная федерация высказалась, что это место подошло бы для проведения автомобильных кольцевых гонок, однако, инвестора такого проекта также нет.

    Несмотря на то, что на северо-западе Ленинградской области, в приграничных районах с Финляндией, нет ни одного аэродрома, способного принимать даже легкомоторную авиацию, бывший военный аэродром "Вещево", а ныне ОАО "Аэропорт "Выборг", был вычеркнут из списка альтернативных аэропортов...

"Сколько лет и зим, по календарю, пронеслось с тех пор, но всегда храним в памяти тот мир белых куполов, голубых погон..."
    Оказалось, что бывший гигантский военный аэродром никому не нужен. В настоящее он производит гнетущее впечатление: мародеры постепенно растаскивают его по кусочкам... Вывозят все: начиная от плит ВПП и заканчивая электрическими кабелями... В разрушающихся зданиях сняты полы, вырваны дверные и оконные проемы, разрушены перекрытия и лестницы. В центре военного городка где раньше проживали военные летчики и их семьи угрюмо высится здание бывшего дома офицеров... в его коридорах гуляет ветер...

    «Вещево» раскинулся в живописном районе Карельского перешейка среди сосен, елей и гранитных скал, заросших пушистым мхом. Чистый лесной воздух, красивейшие озера, изобилие ягод и грибов...
    Аэродром встречает нас заросшим КПП, пустые глазницы выбитых окон смотрят прямо на нас. Вокруг – остатки столбов с колючей проволокой. Песчаная дорога выводит нас к нескольким самолетным ангарам, вдалеке виднеется здание с остатками диспетчерской башни, дальше справа – еще ангары. Самолетные ангары являются типовыми сооружениями аэродрома и отлично сохранились: на внушительных воротах с автоматическим механизмом открытия нанесена табельная маркировка, внутри – пусто, лишь дневной свет пробивается сквозь щель. Вокруг разбросаны характерные зеленые деревянные ящики от боеприпасов, детали оборудования, остатки формы, рваные авиационные покрышки, истлевшие страницы документов…
    Осмотрев ангары, подходим к диспетчерской: в дворике, недалеко от входа, установлена мозаичная доска почета, стилизованная под развевающееся красное знамя, с пустым местом в центре, рассчитанным на единственный портрет… В здании диспетчерской несколько помещений: столовая с окном раздачи и разломанной плитой, оружейная комната с остатками решеток, помещение для дежурной смены, несколько кабинетов, туалет, душ. Стены оклеены газетами, изданными в 1978 г.…
    В комнате дежурного был найден любопытный документ: «Журнал приема/передачи дежурств». Последняя запись - май 1994 г. Судя по записям в журнале, практически весь 1994 год, оставшийся личный состав умирающего аэродрома постоянно отражал атаки мародеров и охотников за цветными металлами. Цитата: "18.04.1994. При обходе территории выявлены следующие недостатки: в помещении ангара №4 похищены все плафоны освещения, вскрыт и поврежден электрический щит № 2, похищен двигатель механизма открывания створок ворот. В убежище № 3 взломана входная дверь, находящееся внутри оборудование частично разобрано, алюминиевые детали похищены" .
    Забраться на второй этаж здания весьма проблематично – металлическая лестница срезана и украдена (мы, все же смогли забраться).
    Осмотрев диспетчерскую, направляемся к замеченному неподалеку небольшому холмику, явно, искусственного происхождения. Холм оказался крышей подземного сооружения, отдаленно напоминающего бомбоубежище (крутая лестница с множеством тамбуров ведет к вытянутому помещению с нарами вдоль стен). Подобные подземные сооружения на территории аэродрома встречаются достаточно часто. От убежища рукой подать до рулежных дорожек (местами сохранилась даже разметка для посадки вертолетов) пройдя по которым, мы вышли к главной взлетно-посадочной полосе.
    Момент, когда мы стояли на полосе (ее бетонное покрытие давно разобрано и вывезено), был одним из самых запоминающихся в нашем походе: прямая как стрела, бесконечно уходящая вдаль... Кажется, она упирается в горизонт… Масштабы – космические.…
    Повернув от ВПП направо, мы подошли к насыпи, на которой, возможно, в лучшие времена был установлен радар. Здесь же сохранился штатный источник освещения.
    В подземном сооружении под насыпью несколько помещений, в одном из которых установлен массивный прибор непонятного назначения. За насыпью расположено несколько зданий: законсервированное общежитие (попасть внутрь не удалось, только посмотрели в окна) непонятное строение, похожее еще на одну диспетчерскую вышку (внутрь также не попали). Пройдя дальше, мы наткнулись на, вероятно, бывшее расположение тыловых служб аэродрома: КПП, две казармы, медицинский пункт, автопарк, склады, мастерские, различные хозяйственные, административные и технические постройки, остатки техники.

    Прогуливаясь по пустынной территории аэродрома, замечаешь, что, несмотря на то, что он заброшен более десяти лет назад природа, пока, так и не смогла отвоевать захваченную территорию: он представляет собой гигантское поле, прорезанное рулежками, с редкими, чахлыми деревцами и хаотично разбросанными полуразрушенными зданиями…странное место, странная атмосфера…

При создании описания (исторической составляющей с элементами хронологии) объекта, были использованы материалы с нижеперечисленных источников:

http://www.avia.ru
http://forums.airforce.ru
http://www.bvvaul.ru
http://www.hijacking.far.ru
http://www.voronezh.ru

 

ОТЧЕТЫ ПОХОДОВ

 

 

 

 

Гидродинамическая лаборатория

 

Призраки холодной войны (часть первая)…
    Засекреченных военных объектов, ранее призванных усиливать военную мощь великой державы, а ныне заброшенных и забытых, на территории бывшего СССР великое множество. Много их и в лесах Ленинградской области: различные военные аэродромы, базы, бункеры, полигоны, убежища и т. д. Период расцвета массового строительства подобных сооружений пришелся на времена «холодной» войны.
    В настоящее время большинство из них заброшены, полуразрушены, разграблены.
Тем не менее, строения данной категории стабильно популярны у определенного круга лиц, интересующихся подобной военной архитектурой 1950-1980-х годов, так называемым, «военным техногеном».
    Проявляя давний интерес к вышеуказанным сооружениям, я решил выяснить, не существует ли на территории Ленинградской области подобных заброшенных военных объектов, работавших ранее во славу Военно-Морского Флота СССР?
    Оказывается существуют...

Когда усталая подлодка из глубины идет домой…
    Объект 212/6А (бывшая в/ч 13073). Морской полигон (гидродинамическая лаборатория по изучению ходовых качеств подводных лодок (на примере макетов) различных проектов) 26-го НИИ военного кораблестроения ВМФ. Построен в начале 70-х годов, прекратил свое существование в начале 90-х годов прошлого века. Вероятно, являлся градообразующим объектом для поселка N (дома в поселке - типичные для военных городков).
    Эта скупая официальная информация - все, что удалось выяснить о данном объекте.
Сооружение было (а может и остается ... забыли рассекретить) засекреченным.
    Решив разобраться на месте, я выехал на бывший полигон, пригласив в качестве спутника моего друга, работающего инженером в одном из военных НИИ.

И тогда, вода нам как земля, и тогда, нам экипаж - семья…
    Лаборатория представляет собой достаточно компактный, полностью автономный научно-исследовательский комплекс, расположенный в светлом сосновом бору (черники, брусники, грибов - огромное количество) и включающий в себя: два открытых бетонных бассейна (один большой - основной со шлюзами, другой - маленький с измерительной разметкой), большой закрытый бассейн (120 метров длиной и 8 метров глубиной, с шахтами для погружения контрольно-измерительной аппаратуры, генераторами волн и имитацией прибрежной зоны), склад, остатки погрузочных рамп и балок (вероятно для запуска макетов в бассейн), плац для построений с остатками флагштока, административные, технические и жилые сооружения. Объект частично огорожен остатками колючей проволоки. Весь комплекс сооружен на бетонном основании, мох и небольшие деревья растут прямо на нем. Внутренняя территория прорезана асфальтовыми дорожками с ограничительными столбиками, по краям дорожек - остатки осветительных мачт с прожекторами.

    Помещение где расположен крытый бассейн отличается наибольшей сохранностью (кафель, плафоны и т. д.), на стене висит даже уцелевший прибор непонятного назначения, похожий на переговорное устройство или пульт управления.
    Также на территории полигона имеется два невскрытых сейфа с инвентарными номерами, один из которых лежит на втором этаже здания крытого бассейна (забрались с помощью найденной неподалеку лестницы), там же имеется вентиляционная выгородка с остатками оборудования. Часто встречаются большие резиновые емкости с крышкой непонятного назначения.

Большинство помещений находятся в относительной сохранности, оборудование вывезено, метал продолжает вывозиться.


Призраки холодной войны (часть вторая)…
    Если пройти по основной дороге дальше еще метров 200 - 250, не сворачивая к морскому полигону, то Вы выйдите еще к одной закрытой военной лаборатории, а точнее к комплексу формирования электрического разряда, эквивалентному, по ряду характеристик, разряду молнии.
То, что это здание является военным сооружением свидетельствуют номерные печати на дверях с указанием номера в/ч.
    Данный комплекс представляет собой огромное мрачное серое здание, нежилое на вид (двери и входные люки заварены), возможно охраняющееся, имеющее, несмотря на большую высоту, всего 3 этажа. Если заглянуть внутрь через окна, то можно увидеть гигантские изоляторы, кабели и т. д. Видны следы работ по демонтажу оборудования. Мои товарищ сразу обратил внимание, что внутри недостает трансформаторов, хотя станины для них рядом с изоляторами имеются. Наверное, и сюда добрались охотники за цветными металлами. Центральная часть внутри здания абсолютно пустая, без перекрытий, но с внушительными опорами на полу, вероятно, оттуда вывезли что-то очень большое…
    Если подняться на крышу сооружения по пожарной лестнице, то открывается прекрасный вид на Финский залив, на корабли стоящие на рейде и, собственно, на центральную башню военного полигона по изучению электромагнитного излучения, куда затем и передавался, и где впоследствии изучался полученный разряд. Зачем военные изучали (вероятно и продолжают изучать...) ЭМИ молниевых разрядов неизвестно. Возможно, это какой-то проект, связанный с желанием получить некий "генератор погоды" или разработка какого-то хитрого громоотвода. Также доподлинно известно, что в 1970-1980-х годах на данном полигоне моделировалось и изучалось ЭМИ ядерного взрыва. Сейчас, якобы, данный комплекс используется в исключительно мирных целях (защита сооружений от ударов молний).
    До полигона можно добраться, пройдя еще метров 100 по основной дороге.
На самом полигоне (действует и охраняется!) прежде всего поражает обилие разного рода антенн причудливых форм и огромная, футуристического вида, центральная башня. В углу стоит военная машина с устрашающего вида «усами» на крыше. Та же колючая проволока, те же номерные военные печати.

Место очень странное и интересное. Какая-то неземная атмосфера…

    Интересный момент: по ряду четких признаков создается впечатление, что объект 212/6А, комплекс формирования электрического разряда и полигон по изучению электромагнитного излучения ранее составляли единое целое (гигантский военный НИИ).

    От полигона рукой подать до Финского залива, куда мы затем и направились. Пляж - великолепный (чистый песок, сосны, и ни души). По пути к заливу, в лесу, довольно часто попадаются странные сооружения (явно военные), разного предназначения и времени постройки, такие как бетонная сфера - купол с входным отверстием и различные укрытия интересной формы.

При создании описания объекта, были использованы материалы и с нижеперечисленных источников:

http://stepaside.spb.ru/darkness/lo/f1/f1.htm
http://around.spb.ru/guide/northwest/berbat/berbat.php

По причине катастрофической нехватки времени, в данном разделе представлены лишь два отчета о посещении интересных объектов и один отчет о походе. В настоящее время, от "традиционных" отчетов решено отказаться, вся информация о походах будет размещаться в виде фотоотчетов (раздел ФОТОАЛЬБОМ)

 

 

 Отчеты

Военный аэродром "Вещево"

Гидродинамическая лаборатория

Дальняя Карелия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальняя Карелия

 

    Не могу не поделиться с посетителями сайта краткими впечатлениями о моем очередном походе в Карелию.

    Общая протяженность маршрута – 3000 км.

    Санкт-Петербург-Приладожье-Олонец-Петрозаводск-Гирвас-Медвежьегорск-Сегежа-Беломорск-Кемь-Лоухи-Кестеньга-Кокосалми-Софпорог-Тунгозеро-Хаппа и окрестности.

    Полная автономность – палатка и т. д.

    Это мой третий поход в «дальнюю» Карелию и я не перестаю ей восхищаться, ежегодно возвращаясь в эти чудесные места.

    В этот раз я решил добраться до самых дальних уголков (благо, машина позволяла) – туда, где заканчиваются дороги и начинается лесное царство. Где на сотни километров вокруг нет человеческого жилья, а сотовая связь отсутствует в принципе.

    Увидел, что есть дороги, которые ведут в никуда – просто заканчиваются и все, а есть только направления. Посмотрел на лесные водопады, на неприступные скалы, посидел на «слоеном» берегу Белого моря, пересек Полярный Круг, «постоял» на озерах с кристальной водой, где каждый заброс спиннинга гарантированно приносит рыбу, а «белые» и «красные» растут прямо под ногами.     

    Зверь в этих местах непуганый – на два метра впереди бампера машины на старую лесную дорогу вышел медведь – пару секунд смотрели друг на друга – я боялся шевельнуться – косолапый спокойно отвернулся, пересек дорогу и пошел дальше в лес. В другой раз видел как мишка ловит рыбу на речном пороге. Лисы и зайцы постоянно пересекали тропинку. Продираясь через лес, спугнул глухаря – огромная, «древняя» птица отлетела буквально на пару-тройку метров от меня. Как-то возвращался в лагерь при свете луны – внезапно наступила тьма – большая сова абсолютно бесшумно пролетела в метре над моей головой, на какой-то момент закрыв крыльями луну, и полетела дальше ровно над дорогой. Как-то, «пробиваясь» ночью, при свете «люстры» верного Дефендера, по практически полностью заросшей лесной дороге к небольшому озерцу, выехал к огромному мертвому болоту с речкой посередине, через которую перекинут сгнивший мост с трудом выдерживающий меня, не то что машину. Места для разворота нет – вокруг болото, ехать задним ходом ночью по лесной дороге – нереально… Стою, размышляю… Минут через пять на болтом закружила сова, с криком похожим на хохот села на мертвую сосну и начала меня внимательно разглядывать. Такой безысходностью и опустошенностью повяло от этой картины – огромное непроходимое болото, разрушенный мост и «хохочущая» сова – дескать, все равно дальше не пройдешь. Раскинул палатку прямо на дороге, утром бензопилой спилил пару сосен, притащил их к мосту на лебедке и, слегка подремонтировав его, начал пробиваться дальше. Совы утром уже не было – наверное, спала.

    Днем лес светлый, веселый – шумят деревья, где-то дятел стучит, летают мелкие птички, а ночью угрюмый, злой, враждебный – за границей света, отбрасываемого костром, постоянно ощущается какое-то движение – хрустят ветки, падают мелкие камешки. Как-то ночью решил дойти до озера, лежащего с другой стороны сопки (метров 500) – на подходе к озеру услышал такой рев, что решил, что лучше лечь спать без третьей кружки чая. Под утро кто-то бился крыльями о тент палатки.

    Но даже днем не хочется нарушать лесные звуки – стараешься не делать лишнего шума, двигаешься аккуратно, не стучишь ложкой по котелку во время еды и т. д., про то, чтобы включить радио в машине - вообще молчу.

    Пару раз набредал на нежилые и полуразрушенные деревеньки не указанные на карте, – да и деревнями их назвать сложно – пара старых, покосившихся избушек на берегу озерца или у подножья сопки, в которых уже давным-давно никто не живет – может лишь отчаянный охотник или рыбак о них еще помнит и изредка захаживает.

    Как обычно, впечатлений масса – думаю, до следующего лета хватит. А летом - снова в Карелию)